ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ТЕРМИНАЛ «СОЛНЫШКО» - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ТЕРМИНАЛ «СОЛНЫШКО» - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ТЕРМИНАЛ «СОЛНЫШКО» - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Баряева Л.Б. – профессор, доктор пед. наук

Симонова Т.Н. – профессор, доктор пед. наук  

 

Детский игровой терминал «Солнышко» сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми, к которому прилагаются наборы для дидактических игр и игровых упражнений в трехмерном пространстве.

Терминал «Солнышко» — это сложное изделие со встроенной ЭВМ, оснащенное специальными игровыми программами. Он состоит из системного блока и вандалостойкого сенсорного экрана, который можно безопасно использовать в процессе занятий с детьми уже младшего возраста и людьми с сенсомоторными нарушениями. Лицензионная операционная система и пакет игровых программ, которые могут быть дополнены новыми, позволяют организовать игровую деятельность детей как во время занятий, так и в часы досуга.

Важно, что специалисты, предлагая ребенку ту или иную программу для интерактивного взаимодействия, могут не только наблюдать его действия, помогая ему при необходимости, но и диагностировать развитие ребенка, привлекать к играм родителей и других взрослых. К некоторым интерактивным играм («Эмоции», «Звери», «Созвездия», «Мамы и детеныши», «Одуванчики», «Картинки», «Цифры» и др.) разработаны параметры оценки выполнения игровых заданий детьми. Программное обеспечение игрового терминала «Солнышко» позволяет знакомить детей с математическими представлениями, формировать у них основы астрономических знаний, понятия об эмоциях, развивать их художественно-эстетические способности и т. д.

Бόльшая часть интерактивных игр сопровождается дидактическими наборами, выполненными из разных материалов (дерева, пластмассы, бумаги), что позволяет детям играть в интерактивном и реальном пространстве. Одновременное или последовательное использование интерактивных и дидактических игр с реальными объектами делает возможным совмещение формирования у детей абстрактных (изучаемых с помощью компьютера) и реальных представлений.

Игры, включенные в пакет программ для терминала «Солнышко», и представленные в комплекте дидактических материалов, полезны и взрослым, так как тренируют концентрацию внимания, улучшают память, поднимают эмоциональный настрой.

Исходя из требований ФГОС ДО и ШО, мы рекомендуем использовать для образовательной деятельности с детьми многофункциональный игровой материал (интерактивный, реальный), позволяющий развивать сенсомоторные и познавательные возможности детей. Подбор игровых заданий соответствует содержанию образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» и содержательному разделу примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ [2].

Терминал «Солнышко» и комплект дидактических материалов используются в учебной и во внеурочной деятельности с младшими школьниками, а также в совместной деятельности взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с различным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития, в самостоятельных играх детей, а возможно, и в игровых тренингах для взрослых.

Интерактивные игры и упражнения, которые установлены в программный продукт терминала «Солнышко», структурированы в блоки. Каждый блок содержит несколько файлов — игр. Игровые задания подобраны таким образом, чтобы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста формировались познавательные и координационные способности.

Таким образом, образовательная деятельность с использованием детского игрового терминала «Солнышко» и комплекта дидактических материалов направлена на реализацию общеразвивающей функции, которая реализуется в нескольких направлениях:

-        развитие высших психических функций путем создания проблемных ситуаций и решения их ребенком креативными способами с помощью интерактивного (двухмерного) и реального (двух-трехмерного) игрового оборудования;

-       развитие упорядоченной двигательной активности в организованном двухмерном и трехмерном пространстве через овладение пространственной ориентировкой, формирование пространственного гнозиса;

-                        развитие тонкой моторики с помощью различных дидактических средств;

-                        развитие сенсорно-перцептивной и моторно-перцептивной сферы;

-                        развитие речи.

Разнообразная вестибулярная, проприоцептивная и тактильная игра позволяет ребенку развивать восприятие формы и пространства, что является основой для сложных предметных орудийных действий и для более сложных видов познавательной деятельности, таких как распознавание букв и цифр. Первоначально подчиняясь логике элементов игрового оборудования (интерактивного и реального), дети постепенно начинают вырабатывать логику собственной произвольной двигательной активности.

Важным результатом моторно-перцептивного развития с помощью детского игрового терминала «Солнышко» и комплекта дидактических материалов является овладение детьми способностью выработки моторного плана, т. е. способностью мозга «разрабатывать, организовывать и выполнять последовательность незнакомых действий» [G. Ayres].

Важно представлять, что такое полифункциональное игровое оборудование, каковым является детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов, способствует интеграции в мозгу ребенка разнообразной сенсорной информации, т. е. у ребенка развиваются тактильные, проприоцептивные, вестибулярные, визуальные, слуховые ощущения, вырабатываются образцы сложно организованных локомоторных движений.

Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов — это обогащенная сенсорная среда. Опосредованно через собственные действия ребенка она оказывает благоприятное воздействие и на его социально-деятельностное развитие. Алгоритм действий задается педагогом (педагогом-психологом, другим специалистом или родителем), а логика действия определяется игровым оборудованием. Происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром предметов (интерактивных и реальных).

Включение детского игрового терминала «Солнышко» с комплектом дидактических материалов в сенсорную интегративную терапию помогает решить следующие задачи в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

-                        научить ребенка выполнять целенаправленное, точное, эффективное действие, что способствует улучшению мозговой организации и формированию субординации вышележащих структур;

-                        развивать самоконтроль, способность к управлению своим телом в условиях полимодальной окружающей среды, что в дальнейшем позволит осуществлять разнообразные адаптивные действия;

-                        формировать механизмы и основные способности, относящиеся к сенсомоторному уровню, который служит фундаментом для развития всех высших психических функций.

Путем направленного коррекционного воздействия с использованием терминала «Солнышко» и комплекта дидактических материалов можно активизировать те или иные зоны мозга специфическим для них образом, т. е. направленно сформировать новые межфункциональные зрительно-моторные, зрительно-кинестетические, слухомоторные координации с применением одновременной опосредованной стимуляции различных сенсорных центров.

Дидактический материал тщательно подобран и организует планомерный и контролируемый сенсорный поток, для того чтобы вызвать нормативную или приближенную к ней реакцию у детей.

Все игры (интерактивные и реальные) подобраны так, чтобы ребенок, а возможно и взрослый, получал удовольствие от взаимодействия с оборудованием при предъявлении стимула. Поэтому некоторые задания построены по принципу «от простого к сложному», чтобы играющий (ребенок или взрослый), исходя из особенностей восприятия, мог выполнить их как в интерактивном (на терминале), так и в реальном (дидактические игры и упражнения на традиционных носителях) пространстве. Только в этом случае мозг ребенка, а мы обращаем внимание, прежде всего, на занятия с детьми с ОВЗ, воспринимает поступающие извне раздражения, отфильтровывает информацию из различных функциональных систем в коре больших полушарий, где осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность по ее переработке. Так в ходе занятий с детским игровым терминалом «Солнышко» и комплектом дидактических материалов формируется адаптационная ответная двигательная реакция и постепенно закрепляется индивидуальный опыт.

Программный продукт, установленный в терминале «Солнышко», включает следующие блоки:

Блок 1. «Язык жестов и мимики».

Блок 2. «Окружающий мир».

Блок 3. «Моторика и конструирование».

Блок 4. «Изодеятельность».

Блок 5. «Математические представления».

Блок 6. «Развитие речи и обучение грамоте».

Блок 7. «Развитие мышления».

Многообразное воздействие отдельных игр, представленных в детском игровом терминале «Солнышко», на психофизическое развитие ребенка отражено в таблице.

 

Воздействие отдельных игр, представленных в детском игровом терминале «Солнышко», на психофизическое развитие ребенка

 

 

Игровой файл

Направленность воздействия

Язык жестов и мимики

«Человечки»

Формирование латерализации.

Глазодвигательная моторика.

Избирательная мелкая моторика.

Схема лица, тела.

Распознавание эмоциональных состояний.

Развитие глагольного словаря.

Развитие счета, количественных представлений.

Конструктивный праксис.

Развитие мимики.

Развитие творческих способностей.

Развитие зрительно-моторной координации

 

«Эмоции»

Конструктивный праксис.

Соотнесение эмоциональных состояний с сюжетной картинкой.

Развитие мимики.

Развитие пространственного восприятия.

Развитие саморегуляции поведения.

Развитие творческого, образного мышления.

Формирование невербальных форм коммуникации

Развитие зрительно-моторной координации

Окружающий мир

«Звери»

Запоминание зрительных образов животных.

Развитие цветового восприятия.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Пополнение словаря признаков, названия животных.

Формирование представлений о животном мире.

Развитие связной речи.

Развитие познавательного интереса.

«Созвездия

Конструктивный праксис.

Развитие познавательного интереса.

Развитие саморегуляции поведения.

Развитие глазодвигательной моторики.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Формирование пространственных представлений.

Развитие зрительно-моторной координации.

«Бесконечность»

Развитие зрительного внимания, памяти.

Формирование пространственных представлений.

Регуляция поведения путем релаксации.

Воздействие на 1-й энергетический функциональный блок мозга.

Развитие творческого, образного мышления.

Развитие зрительно-моторной координации

Моторика и конструирование

«Одуванчик»

Развитие глазодвигательной моторики.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие реципрокного взаимодействия, бимануальных действий.

Развитие саморегуляции поведения

«Картинки»

Конструктивный праксис.

Формирование целостного образа предметов.

Развитие зрительного гнозиса.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие связной речи.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Формирование пространственных представлений

Изодеятельность

«Рисование»

Развитие цветового восприятия.

Формирование графических навыков.

Формирование пространственных представлений.

Формирование самооценки, самоконтроля деятельности.

Развитие творческого, образного мышления.

Развитие саморегуляции поведения.

Обогащение словаря

«Раскраска»

Развитие регуляторной функции (тонкая моторика).

Нормализация эмоционального тонуса.

Развитие зрительного внимания, памяти.

Развитие саморегуляции поведения.

Развитие творческих способностей, воображения

 

Ряд игр блоков сопровождаются дидактическими наборами, которые позволяют проводить дидактические игры и выполнять различные игровые упражнения с детьми.

        Более подробно с описанием и методическими приемами работы с использованием детского игрового терминала «Солнышко можно познакомиться  в учебно-методическом пособии, сопровождающем это игровое оборудование [1].

 

Список использованной литературы:

 1.     Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., Генералова Р. Н. и др.  Детский игровой терминал «Солнышко» с комплектом дидактических материалов /Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

 1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2015.

 

Возврат к списку

КАТАЛОГ


Наши партнеры


новости и акции

23.11 2017

ВНИМАНИЕ!!!!:::: ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС!!!!:::: ВНИМАНИЕ!!!

НОВЫЕ АДРЕСА ООО "АЛЬМА"

Отдел продаж:

192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, дом 116, корпус 1, лит.Е. Помещение 19-Н, Офис 506 (5 этаж), (в БЦ "Троицкое поле"). Ст. м. "Пролетарская"

Время работы отдела продаж:

с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: +7 (905) 233-81-55, 8 (812) 362-76-45, 362-76-46, 362-76-47

тел.: 8 (812) 602-92-04, 602-92-06  

e-mail: alma@alma.ru

Коммерческий отдел, склад в Санкт-Петербурге:

192148, Санкт-Петербург, Старопутиловский вал, дом 7, корпус 1, лит. А. Ст.м. "Елизаровская"

Время работы: с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: 8 (812) 602-92-08         

28.09 2017

Образовательная выставка «Игротека - музей игрушек»

ИМЦ Невского района СПб., Центр диагностики и консультирования развития детей профессора Л.Б. Баряевой, ООО "АЛЬМА" (СПб.), ООО «Пирита» (СПб.) приглашают педагогов, родителей с детьми, студентов и просто желающих вспомнить о своих детских радостях – игрушках на образовательную выставку «Игротека - музей игрушек». 

все новости


Яндекс.Метрика