МЕТОДЫ АРОМАТЕРАПИИ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

МЕТОДЫ АРОМАТЕРАПИИ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Полярина А.В. – педагог-психолог

Термин «ароматерапия»  (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе в 1928 году. Рене занимался исследованием эфирных масел как потенциальных составляющих косметики, однако наблюдения привели его к открытию удивительных лечебных свойств масел.  В настоящее время ароматерапия в странах Европы и Америки переживает настоящий бум: даже страховые медицинские компании стали включать ароматерапию в список предоставляемых услуг.

В наши дни вокруг проблемы действия ароматов на настроение и поведение развернулась обширная исследовательская индустрия. Не так давно, к примеру, было установлено, что неприятные запахи способствуют антисоциальному поведению, а запахи цветов повышают способность к обучению и запоминанию. 

В ароматерапии большое значение придается взаимосвязи между телом и разумом, однако до сих пор не ясно, как эфирные масла, воздействуя на ум, гармонизируют физиологические функции. Эфирные масла гармонизируют взаимодействие правого и левого полушарий: их деятельность становится более согласованной практически сразу после попадания активных веществ масел в организм; когда оба полушария находятся в гармонии, мы испытываем спокойствие и жизненный комфорт.

Диапазон действия эфирных масел чрезвычайно широк, и узко специфическое действие маслам не свойственно, а потенциал их влияния распределяется среди различных систем и органов.                 

В любом методе ароматерапии имеет место вдыхание паров масел, именно они в первую очередь воздействуют на органы обоняния.  Благодаря своей необычайной чувствительности, система обоняния быстрее всего передает в мозг полученные импульсы. На сегодняшний день установлено существование двух механизмов воздействия запахов: ассоциативного и рефлекторного. Первый основан на взаимосвязи запахов и представлений.  К примеру, растения с прохладным, влажным, нежным ароматом вызывают успокаивающие обонятельные ассоциации. Стимулирующие запахи, напротив, дают яркие, пряные ассоциации, возбуждающие нервную систему.                                                                                                                                                                 Также реакция человека на запах зависит и от подкоркового рефлекторного механизма. Он связан с развитием обонятельных рефлексов, специфичных для каждого аромата и определяемых обонятельными рецепторами. В этом случае запах должен подходить к рецептору, как ключ к замку. Вот почему синтетические ароматы не действуют на организм, подобно эфирным маслам: они способны лишь вызвать ассоциации, память о натуральных запахах.

Сенсорная комната полна волшебства и чудес. Здесь можно услышать шум морской волны и голоса дельфинов; в такие моменты воздух такой свежий и прохладно-звенящий, что хочется вдыхать его полной грудью. Порой загадочно светят звезды, поют ночные птицы, слышны трели цикад, и так вкусно пахнет вечерними травами! Иногда – идет дождь и можно слушать его настроение; а иной раз появляется возможность оказаться на морском дне и изучать секреты моря, сочиняя сказки на самой глубине!

Запахи создают настроение, особую атмосферу каждого занятия. Именно рождение атмосферы, на наш взгляд – самое важное свойство эфирных масел. К примеру, ребёнку с ослабленным зрением (а тем более слепому) подчас бывает сложно оценить все чудеса светооптики и поверить в то, что мы вовсе не в обычной комнате, а…

Применение ароматерапии позволяет снизить уровень заболеваемости, уменьшить частоту невротических проявлений и осуществлять мягкую коррекцию психо-эмоциональной сферы детей, имеющих отклонения в своем интеллектуальном, эмоциональном и соматическом развитии. Сеансы ароматерапии способствуют улучшению настроения и работоспособности детей. В условиях сенсорной комнаты – как темной, так и светлой, - воздействие эфирных  масел на обоняние является еще одним «ключиком» к гармонизации эмоционального и психического состояния ребенка, а также мягким способом стимуляции сенсорной сферы со стороны обонятельного анализатора.

Отмечу, что эфирные масла мы используем в микродозах и исключительно в аромалампе.

В индивидуальной работе есть возможность подбирать эфирные масла с учетом психоэмоционального и соматического состояние ребенка, а также (иногда) – с учётом пожеланий. Так, при состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением, мы используем масла лаванды, валерианы. При умственной перегрузке положительный эффект даёт смесь масел лимона, розмарина, лаванды. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах, что позволяет использовать их перед ответственными контрольными и экзаменами.

Эфирные масла для одного и того же ребенка время от времени меняются.

Стимулирующие ароматы (мелисса, пихта, розмарин), являются внешним раздражителем, повышающим уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях малой подвижности ребенка (гиподинамии) они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее действие запаха может вызвать чрезмерное нервно-психическое напряжение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность; здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону (валериана, лаванда).  По этой причине – особенно, если предстоит занятие с группой детей, - очень привлекательны ароматические адаптогены, обладающие гармонизирующим воздействием на нервную систему (анис, апельсин, бергамот, грейпфрут, ель, кедр, лимон, сосна, чайное дерево).

Профилактика простудных заболеваний в учреждении

Ароматерапия представляет ценность в профилактике многих заболеваний, особенно инфекционных и простудных. Так, в холодное время года можно проводить оздоровительные сеансы ароматерапии с использованием аромалампы. Наибольшей противовирусной и противомикробной активностью обладают эфирные масла кипариса, чайного дерева, можжевельника, лаванды, фенхеля, розмарина. При проявлении в учреждении очагов инфекции, целесообразно применять эфирные масла с иммуностимулирующим эффектом: апельсина, мандарина, лимона, эвкалипта, нероли, розы, бергамота, пихты, сосны.  В период эпидемии гриппа мы рекомендуем ученикам и педагогам школы носить аромакулоны с несколькими каплями масла; хорошим адаптогеном является эфирное масло пальмарозы:  восстанавливает силы, адаптирует к внешним условиям, а также способствует концентрации внимания и улучшает память.

 

Ограничения и меры предосторожности

Эфирные масла в детской практике нельзя использовать безгранично. В коррекционном образовательном учреждении – тем более. Учитывая множественные особенности развития детей и, как правило, сложную структуру дефекта, необходимо постоянное сотрудничество с медицинской службой учреждения и компетентность в диагнозах учащихся, а также наблюдение за изменениями в состоянии ребенка во время занятий. Мы называем это «держать руку на пульсе» и руководствуемся всем известной заповедью: не навреди!

Иногда отмечается индивидуальная непереносимость или просто непринятие ребенком какого-либо запаха. В этом случае необходимо отказаться от его использования, а «по факту» - погасить  аромалампу и проветрить комнату.

На своих занятиях мы просим детей наблюдать за своими чувствами, ощущениями – и озвучивать их, конечно же! В этом нами усматривается двойная польза: во-первых, дети учатся рефлексии и наблюдению за своим состоянием – как соматическим, так и эмоциональным. Для ребенка с непростым диагнозом это умение может помочь вовремя сказать «Стоп!» вместо того, чтобы терпеть боль, неудобство и дискомфорт. Очень важно, чтобы ребенок научился озвучивать свои чувства взрослому; по нашим наблюдениям, для этого необходимо особое «внутреннее» разрешение ребенка самому себе.

Во-вторых, у нас появляется возможность отслеживать нюансы восприятия и предпочтения ребёнка, максимально индивидуализируя содержание занятия. Это один из аргументов в пользу индивидуальных занятий в темной сенсорной комнате.

Наши рекомендации к использованию аромамасел в сенсорной комнате:

·   Использование масел, в первую очередь, для создания атмосферы и мягкого «включения» обонятельного анализатора. Не для целенаправленной ароматерапии!

·    Масла используются в микродозах: 1-2 капли в глубокой съёмной чаше аромалампы на помещение более 21 м2

·     Условия для вентиляции помещения – кондиционер, либо хорошая система сквозного проветривания.

·               Контакт с сотрудниками медицинской службы – постоянно.

·       Не рекомендуется применять одно и то же эфирное масло более 21 дня; продолжить его использование можно после 1-2-х недельного перерыва;

·  Во избежание ароматического «бардака» не следует использовать «разнонаправленные» масла в течение занятия, раскуривая лампу несколько раз.

Использование ароматов в сенсорной комнате позволяет обогатить атмосферу и выйти на работу ещё с одним анализатором – обонятельным. Вы заметите, как по-разному дети воспринимают один и тот же запах, сколь различны их ассоциации! Иногда в таких играх-ассоциациях мы выходим на крайне важные и «острые» темы, казалось бы, напрямую не связанные с ароматами… Кто бы мог подумать? Память очень ассоциативна.

Приводим таблицу некоторых противопоказаний при работе с ароматами.

                                                                                                       Таблица 1

 

Состояние здоровья

 

 

Противопоказанное

эфирное масло

Эпилепсия (эпилептическая готовность), беременность

Базилик, душица, можжевельник, розмарин, шалфей, полынь, кориандр, пихта, чабрец, туя, гвоздика, мускатный орех

Болезни почек

Можжевельник, кориандр, сосна, чабрец, пихта, сандал

Пониженное содержание сахара в крови (гипогликемия)

Герань

Повышенная нервная возбудимость ЦНС

Гвоздика, шалфей

 

Повышенное артериальное давление

Сосна, розмарин, шалфей, тимьян

 

 

Список использованной литературы

1.     Миргородская С. А. Аромалогия: QUANTUM SATIS. – 3-е изд., М.: Навеус, 2008

2.  Нагорная Н. В. Ароматерапия в педиатрии. Лечение и профилактика заболеваний у детей и подростков природными ароматами. - Usti nad Labet: Cosmetic Karl Hadek International, 1998.

3.   Солдатченко С. С., Кащенко Г. Ф. и др. Полная книга по ароматерапии. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. – Симферополь: Таврида, 2007.

Возврат к списку

КАТАЛОГ


Наши партнеры


новости и акции

23.11 2017

ВНИМАНИЕ!!!!:::: ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС!!!!:::: ВНИМАНИЕ!!!

НОВЫЕ АДРЕСА ООО "АЛЬМА"

Отдел продаж:

192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, дом 116, корпус 1, лит.Е. Помещение 19-Н, Офис 506 (5 этаж), (в БЦ "Троицкое поле"). Ст. м. "Пролетарская"

Время работы отдела продаж:

с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: +7 (905) 233-81-55, 8 (812) 362-76-45, 362-76-46, 362-76-47

тел.: 8 (812) 602-92-04, 602-92-06  

e-mail: alma@alma.ru

Коммерческий отдел, склад в Санкт-Петербурге:

192148, Санкт-Петербург, Старопутиловский вал, дом 7, корпус 1, лит. А. Ст.м. "Елизаровская"

Время работы: с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: 8 (812) 602-92-08         

28.09 2017

Образовательная выставка «Игротека - музей игрушек»

ИМЦ Невского района СПб., Центр диагностики и консультирования развития детей профессора Л.Б. Баряевой, ООО "АЛЬМА" (СПб.), ООО «Пирита» (СПб.) приглашают педагогов, родителей с детьми, студентов и просто желающих вспомнить о своих детских радостях – игрушках на образовательную выставку «Игротека - музей игрушек». 

все новости


Яндекс.Метрика