ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р.Н. Генералова, Л.В. Силиванова

ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района», Санкт-Петербург (Россия)

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          В примерном (базисном) учебном плане общего образования (первая ступень) вводится понятие внеучебная деятельность. В инструктивно-методическом письме Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» обращается внимание на то, что образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:

  • Ø    план внеурочной деятельности;
  • Ø    режим внеурочной деятельности;
  • Ø    рабочие программы курсов внеурочной деятельности;
  • Ø    расписание занятий внеурочной деятельности.

 Важное значение придается тому, что образовательная организация в плане внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений внеурочной деятельности, формы ее организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

       За счет указанных в учебном базисном плане часов на внеучебные занятия организация реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, воспитательные программы. Внеучебная деятельность в условиях ГБСУСО «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 Кировского района» имеет свою специфику.

        В центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются следующие направления внеучебной деятельности с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направление, общественно-полезная и проектная деятельность.

  Мы самостоятельно разработали рабочие программы курсов внеурочной деятельности. Обязательной частью рабочей программы курса внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения курса и форм их учета.

      Наиболее успешно эти направления внеучебной деятельности осуществляются в пространственно-развивающей среде, созданной в центре на полифункциональной основе

        Рассмотрим возможности использования полифункциональной пространственно-развивающей среды в условиях центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полифункциональная среда – это среда, которая предполагает использование современного модульного оборудования и традиционного игрового, учебного оборудования на основе интеграции его во внеучебной деятельности. Условно это среду в нашем центре можно определить как «сенсорные комнаты» и игровые комплекты «Азбуки безопасности» [4, 5].

         В «Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования» (руководитель группы разработчиков С.В. Климин) обращается внимание на то, что планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т.п. направлений личностного становления в школьном возрасте [3]. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, воспитывающими в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно создать условия, прежде всего, для реализации воспитательного компонента образовательной деятельности. Одним из значимых средств для активизации воспитательной работы с воспитанниками с ОВЗ (школьно-дошкольные группы) является соответствующая пространственно-развивающая среда, в которой могут взаимодействовать дети разного возраста с различными возможностями.

   Обратим внимание на некоторые действенные ориентиры воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

·         осознанное принятие детьми с ОВЗ, воспитывающимися в детском доме, друг друга в пространстве, гармонизирующим отношения детей, создающем семейные условия для их воспитания;

·               осознание детьми с различным уровнем интеллектуального и физического развития ценностей здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей (сверстников, взрослых) в игровом модульном пространстве, приближенном к реальной ситуации окружающего мира;

·                  основы коммуникативных и других специальных способностей, формируемых с учетом особенностей жизнедеятельности, условиями воспитания, с учетом особенностей детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в условиях психокоррекционных занятий в специально созданной интерактивной среде – «сенсорных комнатах»;

·      соответствующие особенностям младшего школьного возраста интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.) в процессе взаимодействия в полифункциональной интерактивной среде;

·          основные игровые и учебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания в начальной школе с целью подготовки младшего школьника к образовательной деятельности в основной школе), которые уточняются и закрепляются в процессе проектной деятельности в полифункциональной интерактивной среде – гармоничной среде для взаимодействия детей различного возраста с разными стартовыми возможностями;

·               формируемые в младшем школьном возрасте основы умений толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной предметно-практической, игровой, трудовой, учебной деятельности и другие навыки, умения и знания, имеющие общесоциальное значение. Они осваиваются в естественной жизнедеятельности детей, в ходе учебно-воспитательных мероприятий и т.п.;

·               формируемые в данном возрасте знания, умения и навыки владения различными средствами коммуникации, в том числе и современными - интерактивными.

    Внеурочная деятельность в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает три направления: участие в кружковой работе, факультативных занятиях и проектной деятельности. Полифункциональная интерактивная среда позволяет воспитанникам центра в неформальной обстановке взаимодействовать с друг другом, с детьми более младшего возраста – дошкольниками, реализовывать свои возможности, исходя из их индивидуальных особенностей.

       Все направления внеурочной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды с воспитанниками с ОВЗ реализуются на основе ключевых идей: развитие, гармония, комплексность.

       Идея развития предполагает разработку кружковой работы, факультативных занятиях и проектной деятельности через свободную деятельность в комфортной полифункциональной среде разной направленности. Она осуществляется на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых, организаторов и участников проекта, с ребенком в специально структурированной предметно-развивающей среде с использованием детских игровых комплектов «Азбуки безопасности», в условиях «темных и светлых сенсорных комнат».

       Идея гармонии предполагает гармонию ребенка с окружающим миром и собственным «Я». Для этого используются:

·       специально сконструированные темные и светлые сенсорные комнаты для психокоррекционных занятий;

·     детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», объединенные общим названием «Азбуки безопасности» (производитель предприятие «АЛЬМА» - Санкт-Петербург) [1, 2];

·  компьютерные программы, интерактивные панели и видеоматериалы, отвечающие принципам природосообразности, культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.

    Комплексность предполагает воздействия на ребенка посредством занятий, объединенных единой сюжетной линией, которые проводятся с использованием технологий аква-пескотерапии, технологий здоровьесбережения, сказкотерапии и т.п.

     Итак, современную ситуацию в образовании отличают многообразие программ и психолого-педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания образовательной деятельности с учащимися с различным уровнем здоровья. Полифункциональная интерактивная среда не только дополняет предлагаемые инновации, но и отвечает запросам специалистов, осваивающих технологии работы в темной и светлой сенсорной комнате с детьми с ОВЗ в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В центре для реализации задач формирования социальной компетентности детей с ОВЗ во внеурочной деятельности используются специальные занятия в темной сенсорной комнате. Использование темной сенсорной комнаты проводится педагогами (учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями) в рамках внеучебной деятельности по направлению «Научно-познавательное», «Художественно-эстетическое», «Проектная деятельность», а также в рамках психокоррекционной работы, которую проводит педагог-психолог.

Обратим внимание на использование игровых комплектов «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья и гигиены», на которые указывалось выше. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, компактны и удобны в эксплуатации. Кроме того, они многофункциональны и позволяют организовывать в условиях центра интегративные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, включающие разные виды деятельности. На таких занятиях у детей формируются представления об окружающем мире, математические знания, развивается речь и т. п. Играя с «Азбукой дорожного движения», наши воспитанники - дошкольники и младшие школьники исполняют роли транспортных средств, моделируя, таким образом, их движение, проигрывая ситуации двигательной статики и динамики. В результате дети становятся более активными, они учатся соблюдать игровые правила, осваивают разнообразные виды двигательной деятельности, у них развиваются сенсорно-перцептивные и координационные способности. Например, с помощью игрового комплекта «Азбука дорожного движения» дети учатся различать игровые и реальные условия дорожного движения. Это происходит постепенно, но особенно интенсивно в период школьного обучения, поэтому мы активно используем этот комплект не только в занятиях с дошкольниками, но и с младшими школьниками во внеурочной деятельности.

В разработке детского игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены» и методике работы с ним принимали участие и специалисты нашего центра. Игровой комплект позволяет сформировать у детей представления о навыках личной гигиены, о труде медицинских работников, о знаках безопасности, о профилактике здоровья и физическом совершенствовании человека. В играх с «Азбукой здоровья и гигиены» у них развивается внимание, память, мышление, эмоциональная сфера детей, речь, сенсорно-перцептивные и координационные способности. В разнообразных видах двигательной деятельности дети учатся соблюдать игровые правила. Они берут на себя разные игровые роли, моделируя работу медицинских работников, инструкторов по физической культуре, тренеров, тех, кто следит за своим здоровьем, тех, кто заболел.

Детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения» многофункциональны и позволяют проводить занятия с детьми, интегрирующие разные виды детской деятельности. Играя с комплектами, дети учатся отделять игровые ситуации от реальных, возникающих во время стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях и т. п.

    Таким образом во внеучебной деятельности с воспитанниками центра реализуется спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направление коррекционно-развивающей работы.

 

Список использованной литературы

1.     Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях / Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб, 2008.

 2.       Детство без пожаров /Под ред. В.В. Груздева, С.В. Жолована, С.В. Николаева. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.

 3.     Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. – Ростов-на-Дону,: Феникс, 2009.

 4.     Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка. Авторы-составители: Л. Б. Баряева, Ю. С. Галлямова, Е. Д. Гудошникова и др. / Под ред. С. В. Жолована ― СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

 5.     Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой. — СПб.: КАРО, 2006.

Возврат к списку

КАТАЛОГ


Наши партнеры


новости и акции

23.11 2017

ВНИМАНИЕ!!!!:::: ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС!!!!:::: ВНИМАНИЕ!!!

НОВЫЕ АДРЕСА ООО "АЛЬМА"

Отдел продаж:

192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, дом 116, корпус 1, лит.Е. Помещение 19-Н, Офис 506 (5 этаж), (в БЦ "Троицкое поле"). Ст. м. "Пролетарская"

Время работы отдела продаж:

с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: +7 (905) 233-81-55, 8 (812) 362-76-45, 362-76-46, 362-76-47

тел.: 8 (812) 602-92-04, 602-92-06  

e-mail: alma@alma.ru

Коммерческий отдел, склад в Санкт-Петербурге:

192148, Санкт-Петербург, Старопутиловский вал, дом 7, корпус 1, лит. А. Ст.м. "Елизаровская"

Время работы: с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: 8 (812) 602-92-08         

28.09 2017

Образовательная выставка «Игротека - музей игрушек»

ИМЦ Невского района СПб., Центр диагностики и консультирования развития детей профессора Л.Б. Баряевой, ООО "АЛЬМА" (СПб.), ООО «Пирита» (СПб.) приглашают педагогов, родителей с детьми, студентов и просто желающих вспомнить о своих детских радостях – игрушках на образовательную выставку «Игротека - музей игрушек». 

все новости


Яндекс.Метрика