16.10 2012

Воспитай гения с Марией Монтессори

мария монтессори.PNG

Метод раннего развития Марии Монтессори - один из наиболее востребованных в современном мире. Не в последнюю очередь это связано с успешным применением его на практике. Монтессори сумела убедить общество в том, что ему нужно научиться «воспитывать гениев». То ли это, что действительно необходимо обществу, - вопрос спорный. Однако при рациональном подходе, как и в любом другом методе, тщательно дозируя воспитание и любовь, эта методика воспитания даёт поразительные результаты.


Глубоко вникая в тайны детской психологии, общаясь с такими известными специалистами, как Жан Пиаже и Анна Фрейд, Мария Монтессори остаётся врачом. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего, независимость. На примерах из собственной педагогической практики Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребёнка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш, попадая в наш мир, видит его чуждым и неприспособленным для собственной жизни. Не обладая хорошей координацией движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребёнок зависим от великанов, которые называются взрослыми и кроят мир под себя, не задумываясь о том, кто меньше. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.


М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребёнку возможность сделать всё то, что он якобы не может, и многое другое. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создаёт порядок в детском мире, устаканивает непонятный, хаотичный быт, складывая все посудки, кубики, куколки, бусинки, карточки, коробочки и ещё неисчислимое множество вещей, нужных для понимания окружающего мира. Для воспитания логики, для успешного дальнейшего обучения этот порядок нужно поддерживать. Взрослый, воспитатель не проводит длительных изнурительных бесед, он просто вводит одно простое правило: «Взял, поработал, положи на место». Чтобы работа приносила пользу, учитель даёт малышу короткий (2-3 минуты) урок, на котором показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.


Основные принципы методики Монтессори - интерес, индивидуальный подход и свобода выбора. Это не означает, что ребёнок делает всё, что ему в голову взбредёт, когда захочет, да ещё и под присмотром индивидуального воспитателя. Нет. Он делает то, что ему интересно в данный момент, выбирая занятие из предложенного списка. Свобода выбора появляется у малыша, как только он переступает порог классной комнаты - потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно в данный момент. Впрочем, и здесь есть некоторые ориентиры. Так, Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила её догадку о том, что у ребёнка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от года до трёх лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так, от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 - сенсорное развитие. Где-то с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка, который фактически определяет отношения малыша с миром. Этот порядок - не только порядок окружающей среды, но времени (запускаются «внутренние часы» ребёнка), также он определяет взаимодействия ребёнка со взрослыми. Если опоздать с использованием появившихся возможностей, то дети могут утратить к ним интерес на всю жизнь, более того, недоработки прошлых лет могут в самой неприятной форме проявиться уже после шести лет.


Не стоит ускорять развитие ребёнка, нужно лишь вовремя предложить ему всё богатство выбора, которое сможет раскрыть уменьшенную, безопасную модель мира. Каждый предмет этого мира ребёнок познаёт с помощью ощущений, а значит, ему всё необходимо будет потрогать.


Если правильно организовать ребёнка, его не надо ни учить, ни воспитывать - только вовремя подбрасывать кусочки знаний в жадный маленький мозг. Настоящий «монтессори-учитель» бездеятелен, он активно готовится к занятиям, а его последующая «бездеятельность» - признак успеха. Главная задача взрослого - помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый - подготовка среды, привлекательной для малыша и удобной для его работы. Второй - разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. Здесь важно показать шалуну, что его любят вместе со всеми его шалостями, но они мешают другим работать. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы. Всё влияние учителя на детей происходит косвенно.


Монтессори-группы разновозрастные. Маленькие дети значительно лучше учатся у старших детей, чем у взрослых, поскольку стараются следовать за товарищами. Используя это наблюдение, выделяются две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй - от 6 до 12. У этих групп разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своём темпе и до своего предела, то культуру можно осваивать в разных формах и направлениях.


Скажем ещё несколько слов о мифах, касающихся методик Монтессори. Да, она работала сначала с детьми-олигофренами, выдумывая целый мир красивых вещей, манипулируя которыми дети за год достигали уровня развития своих сверстников. Тогда Монтессори задумалась: что же за тот же год смогут сделать для своего развития здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? Результат применения этой методики у здоровых детей оказался вполне оправданным.


Ещё один, достаточно противоречивый, миф: с одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, что похоже на специальное натаскивание, с другой же - говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия. Подобное противоречие достаточно легко разрешается, так как свобода и дисциплина были для Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так: «свобода-в-дисциплине». Можно всё, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребёнок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать.


Автор: Юлия Смаль

Источник текста:http://bibigosha.ru/library/view.aspx?id=199&Page=1


На нашем сайте в разделе "Игры и развитие" Вы можете приобрести монтессори-материалы , произведенные в Санкт-Петербурге.

Возврат к списку

КАТАЛОГ


Наши партнеры


новости и акции

23.11 2017

ВНИМАНИЕ!!!!:::: ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС!!!!:::: ВНИМАНИЕ!!!

НОВЫЕ АДРЕСА ООО "АЛЬМА"

Отдел продаж:

192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, дом 116, корпус 1, лит.Е. Помещение 19-Н, Офис 506 (5 этаж), (в БЦ "Троицкое поле"). Ст. м. "Пролетарская"

Время работы отдела продаж:

с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: +7 (905) 233-81-55, 8 (812) 362-76-45, 362-76-46, 362-76-47

тел.: 8 (812) 602-92-04, 602-92-06  

e-mail: alma@alma.ru

Коммерческий отдел, склад в Санкт-Петербурге:

192148, Санкт-Петербург, Старопутиловский вал, дом 7, корпус 1, лит. А. Ст.м. "Елизаровская"

Время работы: с 9:00 до 17:00 (понедельник-пятница, без обеда) 
тел.: 8 (812) 602-92-08         

28.09 2017

Образовательная выставка «Игротека - музей игрушек»

ИМЦ Невского района СПб., Центр диагностики и консультирования развития детей профессора Л.Б. Баряевой, ООО "АЛЬМА" (СПб.), ООО «Пирита» (СПб.) приглашают педагогов, родителей с детьми, студентов и просто желающих вспомнить о своих детских радостях – игрушках на образовательную выставку «Игротека - музей игрушек». 

все новости


Яндекс.Метрика